Lucky hunter

Шаг в другую реальность: отличие AR от VR, кейсы и актуальные профессии в 2021 году

Рассказываем, как дополненная реальность нашла применение при тренировках американской армии, Pepsi устроила вторжение инопланетян в Лондоне, какие IT-специалисты востребованы сейчас в AR/VR компаниях и как используется виртуальная реальность в маркетинге.
Различные "умные" шлемы, очки, позволяющие просканировать поле боя и лучше определить местоположение врага, уже давно можно встретить не только в играх — достаточно посмотреть тренировки американской армии, чтобы убедиться в этом.

Разработки, связанные с возможностью применения AR (англ. augmented reality; дополненная реальность) в военной индустрии ведутся уже много лет: сегодня инвестиции в несколько миллиардов долларов и развитие технологий позволило создать TAR (Tactical augmented reality) — инструмент, который в перспективе можно использовать вместо приборов ночного видения в том числе.
TAR является одним из самых ярких примеров дополненной реальности: воспользовавшись TAR, солдаты могут получить представление о местонахождении на поле боя как и своих одноотрядцев и союзников, так и врагов, что, в свою очередь, поможет выработать оптимальную тактику дальнейших действий.

Пришельцы в Лондоне

Вооруженные силы не единственная отрасль, где сегодня задействуются инструменты дополненной реальности. Так, компания PepsiCo в 2014 году превращает одну из лондонских остановок в AR-аттракцион, установив прозрачный экран с AR технологиями — смотря в него, люди, ждущие свой автобус, видели космический корабль с пришельцами, хватающих прохожих, а также падение метеорита.

VR vs AR

В целом, это основное различие между виртуальной и дополненной реальностями: если VR (англ. virtual reality, виртуальная реальность) предполагает полное погружение с помощью VR очков или шлема в искусственно созданный мир, то AR оставляет человека в "текущей" реальности и лишь добавляет в нее некоторые объекты.
Например, именно это делает популярное игровое приложение PocemonGo — "подселяет" в наш мир фантастических существ.

Иммерсионная журналистика — понять и прожить

В своей статье про цифровизацию различных сфер мы уже развенчали миф про использование виртуальной реальности только в игровой и развлекательной индустриях.
Кроме здравоохранения, ритейла и сельскохозяйственной промышленности, к VR обращаются также и другие отрасли: например, в последнее время виртуальная реальность нашла применение даже в журналистике.
Так, калифорнийский стартап Emblematic group, с помощью технологий VR, развивает направление иммерсионной журналистики (англ. immersion journalism) — журналистов "перемещают" в любую необходимую реальность, от среднестатического дня в современном Нью-Йорке до войны в Сирии. Это дает возможность журналистам "прожить" сюжеты и опыт, о которых они пишут и лучше понять их.

Молочные реки и печенье — маркетинговая кампания Oreo

Кроме того, виртуальная реальность нашла применение и в маркетинге при проведении рекламных кампаний: в 2016 году компания Oreo запускает маркетинговую кампанию, участников которой, с помощью одного из сервисов Google, "переносит" в виртуальную среду с пейзажами из молочных рек и печенья Oreo.

"Белые пятна" в применении AR и VR

Тем не менее, сегодня использование виртуальной и дополненной реальностей в разных сферах все еще имеет свои ограничения — и, скорее всего, так будет до тех пор, пока не удастся найти подходящее решение. Одна из главных "проблемных" областей для внедрения AR и VR в России, по мнению экспертов, это образование.
Несмотря на то, что именно в этой сфере есть достаточный потенциал для развития технологий измененной реальности, пока что остается много "белых пятен", препятствующих этому: главное из них — отсутствие комплексного подхода к внедрению в школы и вузы AR/VR инструментов.
Нет единой системы поддержки программного обеспечения, понятных туториалов по работе с подобным оборудованием и его мониторинга — педагоги просто не могут сами справляться с этим в режиме постоянной высокой загруженности.

Другое опасение, связанное с применением виртуальной реальности уже в международной образовательной деятельности, высказывает Джереми Байлесон, профессор коммуникаций в Стэнфордском университете и основатель лаборатории по изучении VR:
Важно не перейти на полную замену технологиями "живых" преподавателей, а понять, как грамотно интегрировать VR в учебный процесс
На своих занятиях он использует виртуальную реальность от 5 до 10 минут, как правило, для того, чтобы "проиграть" для студентов какую-либо ситуацию в необходимых декорациях.
Однако наличие "узких" мест в применении технологий виртуальной и дополненной реальности объяснимо тем, что ощутимое развитие AR и VR получили только в последние несколько лет. Дальнейшие разработки помогут грамотно интегрировать измененные реальности в самые разные сферы деятельности, пусть и не сразу.

Востребованные IT-профессии в AR/VR сегодня

Сейчас компании, занимающиеся AR/VR, особенно сильно хотят видеть в своих командах следующих IT-специалистов:
  • Разработчиков ПО;
  • Тестировщиков;
  • UX/UI дизайнеров;
  • Гейм инженеров.
Основное требование для разработчиков — опыт работы с Unity, также знание таких языков программирования как C#, C++, Java.
Востребованность дополненной и виртуальной реальности в самых разных сферах привела к тому, что сейчас появляется все больше IT-компаний и стартапов, предлагающих AR и VR решения — вполне возможно, что в будущем эти две реальности станут неотъемлемой частью той, в которой мы живем сегодня.